Становление советской авиации в Антарктиде

Становление советской авиации в Антарктиде

Самолёт над Антарктидой впервые пролетел в 1928 году. Пилотируемый американским лётчиком Хьюбертом Уилкинсом, руководителем английской воздушной экспедиции 1928-1929 гг., одномоторный моноплан типа «Локхид Вега» перелетел с острова Десепшен и совершил полёт вдоль восточной кромки горного хребта над Антарктическим полуостровом. Этот полёт показал, каким незаменимым средством передвижения в Антарктиде может стать самолёт, способный за короткий промежуток времени преодолевать большие пространства. Начало широкому применению авиации в экспедиционных исследованиях в Антарктике положил американский исследователь Ричард Бэрд.

Однако, самолёты 30-х годов не были приспособлены для работы в Антарктиде, так как имели фанерный фюзеляж, открытую или негерметичную кабину, маломощный мотор. Со временем техника совершенствовалась, переделывалась под суровые погодные условия. Но однозначного ответа на вопрос, справится ли техника с такой нагрузкой, не было.

В отряд Первой Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ) входили пилоты, имевшие опыт полётов в Арктике. Авиационный отряд Первой КАЭ возглавлял Иван Черевичный. С первых дней работы экспедиции на ледяном континенте начались рекогносцировочные исследования прибрежных районов – особое внимание уделялось району, в котором планировалось создать станцию Восток. 24 февраля 1956 года со взлётно-посадочной полосы обсерватории Мирный взлетел самолёт ИЛ-12 и, сделав круг над посёлком и стоявшим у берега в припае дизель-электроходом «Обь», направился в глубь материка. Начальником экспедиции на борту самолёта был Михаил Сомов.

Огромный объём лётных работ, связанных с аэрофотосъёмкой, а также созданием и обеспечением внутриконтинентальных станций Комсомольская, Восток-1 и Восток, был выполнен во Вторую КАЭ. С 12 декабря 1956 года по 31 декабря 1957 года лётчики на самолётах и вертолётах налетали над шестым континентом 3408 часов, перевезли в общей сложности 804 т грузов.

Авиаотряд Третьей КАЭ участвовал в создании и снабжении станций Советская и Восток, а также в обеспечении тракторных поездов горючим; в аэрофотосъёмочных работах; впервые пролетели над пятью полюсами Антарктиды (географическим, Полюсом относительной недоступности, геомагнитным, Полюсом холода и магнитным) и на трёх из них совершили посадки.

Первыми в экспедиции из Мирного на Восток летали самолёты ИЛ-12 и ЛИ-2. Самолёт ИЛ-12 имел серебристую окраску; сверху и снизу от иллюминаторов шли синие полосы, под кабиной по обоим бортам располагалась надпись «Полярная авиация». Концы килей и плоскостей были окрашены в красный цвет, чтобы габариты самолёта можно было увидеть издалека. У ИЛ-12 было два двигателя, при этом максимальная скорость – 350 км/ч, размах крыльев составлял 31,67 м, длина – 21,3 м.

Ли-2 имел тёмно-зелёный верх и серо-голубой низ. Самолёты были получены из состава Полярной авиации, их доработка и установка турбокомпрессоров выполнялась на киевском серийном авиазаводе, а оснащение астрокомпасами и гирополукомпасами – на подмосковном аэродроме Полярной авиации в Захарково. У ЛИ-2 также было два двигателя, он развивал максимальную скорость – 320 км/ч, размах крыльев составлял 28,96 м, длина – 19,63 м.

Так за период с Первой КАЭ по 36-ю Советскую антарктическую экспедицию (САЭ) самолётный парк пополнился несколькими самолётами, в том числе АН-2, АН-6, ИЛ-14, ИЛ-18Д, ИЛ-76ТД, а среди вертолётов – МИ-4 и МИ-8. Отечественная авиация расширяла круг работ, доставляла на внутриконтинентальную станцию Восток личный состав, научные приборы, грузы, расходные материалы и продовольствие.

Становление авиации в Антарктиде поспособствовало созданию и установке российских станций, развитию полярной науки и позволило заполнить большой пробел на карте Южного полушария.

ИЛ-12 СССР-Н440. Фото: Архивы ААНИИ

Дата: 2020-11-16

К сожалению ваш браузер безнадежно устарел, данный сайт написал с использованием современных технологий поэтому необходимо обновить браузер или скачать новый